Западное Чжоу (Шан Юэ, 1959)

Западное Чжоу (Шан Юэ, 1959)

Возвышение племени чжоу и уничтожение инь

В конце эпохи Инь-Шан происходит возвышение племени чжоу, жившего в бассейне р. Вэйшуй в провинция Шэньси.

Между двумя большими племенами инь и чжоу издавна шла борьба. Чжоусцы, по-видимому, были потомками той ветви племени цян, которая еще в самом начале второго тысячелетия до нашей эры была вынуждена бежать на северо-запад.

Во время правления Гундань-фу (вероятно, между 1300— 1200 годами до н. э.) чжоусцы все еще вели кочевой образ жизни, укрываясь в пещерах и зарослях. Чжоуское общество стало быстро развиваться лишь после того, как Гундань-фу переселил племя в Чжоуюань, к подножию горы Цишань (уезд 

[32]

Цишань, провинции Шэньси). Здесь чжоусцы примкнули к другому роду (также принадлежавшему к племени цян) и стали переходить к оседлому образу жизни-. С того времени они сделались открытыми врагами иньцев.

В древних летописях отмечено, что Цзи Ли, сын Гундань-фу, «совершил поход на запад в становище гуйжунов», отогнал на северо-западе сильное и большое племя гуйфан, совершавшее набеги, но впоследствии был убит иньским ваном Вэнь Дином.

На место Цзи Ли был поставлен его сын Вэнь-ван (современник шанского Чжоу), который покорил многие соседние мелкие роды и племена; ми (в Мисюй, уезд Линтай, пров. Ганьсу), юй (уезд Цинъян, пров. Хэнань), чун (близ Хусянь, пров. Шэньси) и т. д. На северо-западе он отогнал гуньи и цюаньжунов племени гуйфан. В ходе войн племя чжоу расширило свою территорию и захватило много пленных. Одновременно Вэнь-ван заботился о развитии скотоводства и земледелия. К этому периоду чжоу уже оформилось как могущественное племя в северо-западной части Китая.

В то время как племя чжоу развивалось и укреплялось, все более обострялись внутренние противоречия племени инь. Богатые и влиятельные пользовались всяким случаем и возможностью, чтобы творить зло, не останавливаясь перед грабежами, разбоем, насилием, взяточничеством, изменой и предательством. Шанский правитель Чжоу оставлял без внимания советы даже старейших членов племени. В иньском обществе началась величайшая смута. Чжоуский Вэнь-ван сравнивал внутренние распри иньцев с кипящей водой, клокочущей в котле, и с цикадами, стрекочущими наперебой в осеннюю пору. Длительные грабительские войны против племени восточных и, дававшие иньцам много пленников, вместе с тем ослабляли их собственные силы. Этим и воспользовался Вэнь-ван. Он выступил на восток и, захватив Лии (в районе нынешних уездных городов Чанжи и Личэн в провинции Шаньси), угрожал нашествием иньцам.

Вскоре Вэнь-ван умер, а его сын У-ван, став во главе трехтысячного войска, объединил его с вооруженными отрядами 800 малых родов и племен, поднявшихся против шанского Чжоу. У-ван отправился в поход на восток, захватив с собою деревянную статую Вэнь-вана, и вступил с иньцами в борьбу, принявшую характер родовой мести. Иньская столица Чаогэ (уезд Цисянь, пров. Хэнань) пала примерно в 1122 г. до н.э. Шанский Чжоу принудил воевать даже пленных, но в сражении они обратили оружие против него, и Чжоу, потерпев поражение, сжег себя.

У-ван добился гибели шанского Чжоу, на не смог полно-

[33]

стью покорить иньцев и пожаловал У Гэну, сыну Чжоу, право господства над иньцами. Для контроля он приставил к У Гэну в качестве надзирателей своих братьев Гуань Шу, Цай Шу и Хо Шу. Поскольку при взятии Чаогэ плодами победы воспользовалась только знать, а рядовые чжоусцы, которые фактически вели воину, остались ни с чем, внутри племени начались раздоры.

Восточные походы Чжоу-гуна и расселение чжоуского племени

Когда чжоуский У-ван умер, его сын Чэн-ван был еще мал, поэтому власть перешла к Дань, который стал править под именем Чжоу-гуна. Трое дядей Чэн-вана, борясь за право наследования, использовали недовольство низов чжоуского племени и, объединившись с У Гэном, подняли мятеж. Воспользовавшись этим, против господства чжоусцев выступили и племена, находившиеся в союзе с иньцами. Чтобы добиться порядка внутри чжоуского племени, самый выдающийся его вождь Чжоу-гун По сговору с главами нескольких знатных семей объявил Чэнь-шана наследником престола, а себя — регентом.

Бронзовый треножный сосуд (Западное Чжоу)

 

Решив осуществить против мятежников крутые репрессивные ме-ры, он начал «карательный поход на восток. Борьба продолжалась три года. Были убиты У Гэн и Гуань Шу, а Цай Шу н Хо Шу изгнаны. В низовьях р. Хуайшуй Чжоу-гун покорил хуайские и, а также янь (в районе Цюйфу, пров. Шаньдун) и другие племена. Всего было покорено семнадцать племен. Могущество чжоу распространилось до нижнего течения Хуанхэ.

После победоносного похода на восток Чжоу-гун провел несколько важных мероприятий. Чтобы усилить контроль над восточными землями и облегчить быстрое подавление иньцев, Чжоу-гун построил восточную столицу своего племени — г. Лои (ныне Лоян); прежняя столица чжоу г. Хаоцзин находилась далеко на западе (в окрестностях г. Сиань). К строительству нового города-крепости Чжоу-гун привлек множество пленников. Между чжоускими аристократами были распределены члены нескольких иньских родовых групп, которым было приказано поднимать целинные земли, полученные чжоуской 

[34]

знатью в завоеванных областях. Распыление и подавление иньцев лишило их возможности организовать отпор на севере.

Далее, для укрепления господства племени и смягчения внутренних противоречий Чжоу-гун наделил всех братьев, племянников, родственников жены и отличившихся слуг землями, частично расположенными за пределами его владений (на территории племен инь и янь). Он обязал всех награжденных поселиться с вооруженными отрядами и пленниками на отведенных землях и заниматься их обработкой, продолжая в то же время покорение еще не сдавшихся местных племен и удерживая в повиновении, иньцев и их союзников. Так, некий Цзян Шан, получив пожалование в Ци, поселился в Иньцю (между Лйньцзы и Чанлэ, пров. Шаньдун), распахал степные земли и вступил в борьбу с туземным племенем лайи.

В начале эпохи Чжоу было учреждено 71 владение (го), из которых 53 принадлежали одной только фамилии Цзи. В книге «Сюнь-цзы» говорится, что в Поднебесной сделались крупными чжухоу (владетельными князьями) все сыновья и внуки правящего рода Чжоу, кроме, пожалуй, слабоумных. Так, Во Цинь (сын Чжоу-гуна) получил владение в Лу (прежние земли яньцев), Кан Шу (младший «молочный брат Чжоу- гуна) — в Вэй (прежние иньские земли), Тан Шу (младший брат Чэн-вана) — в Тан (которое позже превратилось во владение Цзинь, ныне местность в пров. Шаньси) и т. д. Чжухоу, разъехавшиеся по розданным им в управление территориям, титуловали Чжоуский правящий дом цзунчжу (сюзерен, глава, родоначальник), цзун Чжоу или Чжоу uiu. В разговоре между собой они называли свои владения цзунго. Цзун — по- китайски предок, a uiu (тайши, или таймяо) — храм, обиталище предков. Следовательно, эти названия выражали принадлежность к одному общему предку. В основе системы господства, созданной чжухоу- в колонизованных землях, лежали кровнородственные отношения.

Помимо записей о дроблении территории в период Западного Чжоу, о раздаче земель в управление, наделении пограничными землями, имеется много упоминаний и о награждениях «людом» (минь). Так, Во Цинь был пожалован «шестью родами иньского люда», Кан Шу — «семью родами иныжого люда», а Тан Шу при получении владения имел «девять кланов (цзун), носивших фамилию Хуай». Впоследствии на чжоуской бронзе все чаще встречаются записи о подобных пожалования. «Люд» в начале периода Чжоу назывался также жэньли, или, сокращенно, ли. Так, в тексте на бронзовом сосуде Шилингуй, относящемся к периоду Чэн-вана, сказано: «Цзян дарит Лину раковин десять связок, рабов (чэнь) — десять семей и ли — сто человек».

[35]

На треножном сосуде Даюйдин времен правления Канвана 8 сохранилась следующая надпись. «Дарю тебе (Юю) нетырех бансы 9 и жэньли, начиная с юй 10 и кончая шужэнь  11  — шесть сотен да пять десятков и еще девять человек».

Часть иньцев, вынужденных переселиться на юг, в бассейны рек Янцзы и Хуайхэ, объединявшись с местными племенами, создали царства Сун, Сюй и Чу. В этом же районе сохранилось еще несколько исстари известных племен: чэнь (уезд Хуайян, пров. Хэнань; по преданиям, потомки Шуня) ци (уезд Цнсянь, пров. Хэнань; по преданиям, потомки Ся) и цзяо (уезд Босянь, провинция Аньхой; по преданиям, потомки Яиь-ди).

В начале периода Чжоу множество иньцев и яньцев были превращены в рабов и занимались производительным трудом, применяя ту технику, которая уже существовала у племен инь и чжоу. Возможность использования рабов при обработке земли стимулировала развитие сельского хозяйства. С увеличением числа, рабов-пленников чжоуские аристократы стали вести легкую жизнь, «предаваясь безделью и веселью». Их прежняя деятельность по организации производительного труда постепенно свелась к обряду, носящему название «возделывание [жертвенного] поля сыном неба»: в начале полевых работ аристократы возглавляли пахарей и проводили первую борозду или же один раз вскапывали заступом землю. Ко времени царствования чжоуского Сюань-вана участки для жертвенных полей не достигали и тысячу му, из чего можно заключить, что этот обычай превратился в пустую формальность. Хотя в период Западного Чжоу сельскохозяйственные орудия по-прежнему изготовлялись из дерева и камня, все же в этой области был достигнут определенный прогресс. В частности, в ходе постепенного слияния чжоуского племени с иньским, появилось новое орудие — сы (сочетание сошника с сохой), прототип плуга.

Сам Чжоу-гун старательно изучал и перенимал иньскую культуру. Он заставлял детей чжоуской аристократии всегда следовать своему примеру. В результате этого зародилась смешанная чжоуско-иньская культура, которая явилась фундаментом китайской культуры, складывавшейся в последующие эпохи.

_____

8. XI—X вв. до н. э. Прим. перев.

9. Бансы — название должности. — Прим. ред.

10. Юй — коновод, возница. — Прим. перев.

11. Шужэнь — здесь одна из категорий рабов, впоследствии это—свободные земледельцы, простолюдины. — Прим. ред.

[36]

Цитируется по изд.: Очерки истории Китая с древности до «опиумных» войн. Под ред. Шан Юэ. М., 1959, с. 32-36.