Ханьская империя в III—I вв. до н. э.

Ханьская империя в III—I вв. до н. э.

Затянувшиеся войны и неурожайные годы разорили страну. «Когда династия Хань пришла к власти, — писал Сыма Цянь, — ей в наследство от династии Цинь досталось сплошное разрушение... Взрослые мужчины находились в войсках. Старики и дети перевозили провиант для армии. Заниматься какой-либо деятельностью было чрезвычайно трудно. Богатства истощились. Даже для выезда Сына неба нельзя было найти четверки лошадей одной масти. Военачальники и высокие сановники ездили в повозках, запряженных быками. Простой народ не имел ничего». На местах усилились центробежные тенденции. Руководители повстанческих отрядов требовали своей доли власти. На северной границе активизировались гунны. Лю Бан отменил наиболее

[37]

жестокие наказания, применявшиеся в империи Цинь. В указе 202 года Лю Баи провозгласил широкую амнистию: выпускались заключенные, освобождались от рабства все, кто продал себя во время голода. В том же году был издан эдикт о возвращении «рангов, полей и жилищ» тем, кто при Цинь вынужден был покинуть родные места, дабы избежать государственных повинностей. Стремясь заручиться поддержкой органов общинного самоуправления, Лю Бан ввел саньлао в состав уездной администрации. Одновременно был издан эдикт о том, что ежегодно в канун нового года Лю Бан будет жаловать саньлао мясо и вино.

Носителям высших рангов знатности, которые участвовали в борьбе против династии Цинь, предоставлялось право взимания налогов с определенной территории, что было серьезной уступкой со стороны центральной власти. Свыше 20 руководителей крупных повстанческих отрядов получили титулы «хоу» и наследственные владения (восемь из них занимали огромные территории). Но это создало и серьезную опасность для центральной власти. Некоторые из новоявленных ванов были полными хозяевами на «своих» территориях. Они начали отливать монету, занялись добычей соли. В первые десятилетия правления династии Хань в стране фактически не существовало государственных монополий. Когда же правительство попыталось несколько ограничить своевластие местных правителей, то в ответ на это в 154 году до н. э. вспыхнул мятеж семи ванов, возглавляемый племянником Лю Баиа — Лю Пи.

Сепаратистские тенденции местных правителей и ванов были окон-чательно пресечены лишь при императоре Уди (140—87 годы до н. э.). В 127 году он издал указ о разделе пожалованных территорий между всеми наследниками владельца и добился тем самым ослабления влияния сильных домов. При Уди была восстановлена циньская государственная структура управления с сильной центральной властью и огромным административным аппаратом. Вновь появился институт цензоров, в каждой из 102 областей находился цензор, следивший за деятельностью местной администрации. Уди возобновил государственную монополию на добычу и производство железа, соли, отливку монет и ввел монополию на вино. Центральный аппарат занялся регулированием хозяйственно-экономической деятельности. Были созданы благоприятные условия для службы в административном аппарате торговцев и представителей имущественной знати; активно функционировали циньская система купли-продажи рангов знатности и право откупа от повинностей. Борясь с крупными частными земельными собственниками, в первую очередь рабовладельцами, за владение непосредственными производителями, Уди издал в 119 году указ о конфискации у крупных рабовладельцев сотен тысяч му земли и десятков тысяч рабов.

В царствование Хань некоторые циньские центральные административные отделы разрослись в ведомства (например, ведомство иностранных связей; ведомство императорских колесниц и лошадей). Возросли функции начальников округов, занимавшихся теперь военными делами, финансами, контролем над рыночными ценами, транспортом.

Самой мелкой административной единицей государства являлся тин — искусственное объединение, введенное впервые при Цинь и включавшее около десяти общин. Императорские органы управления устанавливали даже частичный контроль над деятельностью общины, но так и не смогли проникнуть внутрь ее. В III—I веках до н. э. советы старейшин, состоявшие из фулао и саньлао, продолжали оставаться хозяевами в своих общинах. Совет старейшин в случае опасности мог 

[38]

призвать всех членов к самообороне. Он представлял и защищал интересы общины в сношениях с внешним миром. Мелкие споры и тяжбы, возникавшие между общинниками, рассматривались советами старейшин на основе обычного права. Советы старейшин ведали также культовыми отправлениями своих общин.

Объединенное централизованное государство нуждалось в единой господствующей идеологии, а в Китае по-прежнему бытовали разные культы и философские учения. Большое влияние при дворе приобрели ученые даосы и даосские маги. После падения Циньской империи произошло сближение конфуцианства с легизмом. Конфуцианство приняло тезисы легизма, призванные оправдать авторитарную власть и создать жизнеспособную государственную структуру. Окончательное формирование ортодоксального конфуцианства связано с именем Дун Чжун-шу (187—120 годы до н. э.), которого по праву называют «ханьский Конфуций». Синтезировав и развив учения Конфуция, Мэнцзы, Сюнь-цзы и других представителей этой школы, Дун Чжун-шу создал новое учение. В программе Дун Чжун-шу заимствовано многое из концепций легистов, моистов и даосов. В отличие от Конфуция и Мэнцзы, проповедовавших гуманные методы правления, основанные на моральном воздействии, Дун Чжун-шу, продолжая линию Сюньцзы, уже не осуждал наоилия. Он выступал за применение легистского метода наград и наказаний, считая его наиболее эффективным средством управления народом. Ханьские конфуцианцы уже не вели борьбы против законов, многие из них стали утверждать, что хорошее правление возможно лишь там, где имеются законы. У них вызывала сомнение основная концепция ранних конфуцианцев об извечной дифференциации людей на этически полноценных и этически неполноценных. При Уди конфуцианство, развитое и реформированное Дун Чжун-шу, превратилось в официальную идеологию. Сторонники других учений не допускались на государственную службу.

Желая иметь штат чиновников, безусловно послушных исполнителей воли императора, Уди создал школу, в которой обучались дети незнатных фамилий. По окончании они сдавали экзамены в присутствии государя. Этим было положено начало экзаменационной системе китайских империй. Отобранные самим Сыном неба и выдвинутые на различные посты, бывшие ученики дворцового училища беспрекословно повиновались его велениям, боролись за усиление централизации, поскольку от службы императору зависело их материальное и социальное благополучие.

При Уди внешняя политика продолжала активизироваться. Серьезную опасность для Китая представлял гуннский союз, созданный на севере на грани III—II веков во главе с правителем Модэ. Несмотря на договор «о мире и родстве», империя, по существу, занимала зависимое положение и была лишена внешних связей.

Перед тем как начать войну против гуннов, Уди послал своего представителя Чжан Цяня на запад на поиски союзников. Чжан Цянь попал к гуннам в плен и вернулся лишь через 10 лет, собрав много важных сведений о «западных странах». Он впервые открыл путь из Китая через пустыни и горы в Среднюю Азию. Путь этот в Европе получил название Великого шелкового пути.

Не дожидаясь возвращения посланца, ханьские войска начали военные действия против гуннов в 129 году до н. э. После длительных кровопролитных войн им удалось оттеснить неприятеля с территории Ганьсу. Зажиточные группы торговцев были заинтересованы в установлении связей с Западом и использовании Великого шелкового пути. Этот 

[39]

путь начинался от столицы империи города Чанъань, шел на северо-запад до Дуньхуана, где расходился на две дороги, ведущие к Джунгарским воротам и в Кашгар. Из Кашгара торговые пути вели в Фергану и Бактрию, а отсюда в Парфию и Индию. По этому пути Китай стал вывозить шелк, железо, никель, драгоценные металлы, лаковые изделия, косметику и пряности. Многие из этих товаров достигали даже Римской империи. С Запада, прежде всего из района Ферганы, Китай получал боевых коней, столь необходимых для тяжеловооруженной конницы. Торговый путь способствовал проникновению из Средней Азии в Китай таких сельскохозяйственных культур, как фасоль, ореховое дерево, виноград, шафран.

В 112 году Уди предпринял поход против государства Намвьет, расположенного у южных границ Китая. 100-тысячное войско под командованием полководцев Лу Бу-дэ и Ян Пу вторглось в Намвьет и захватило часть территории этого государства, где были учреждены девять областей.

Длительные военные походы требовали огромных расходов. Произошло резкое увеличение налогов: при Уди подушный налог, возросший в 1,5 раза, взимали с населения в возрасте от 15 до 80 лет. Дополнительный подушный налог с несовершеннолетних стал взиматься не с семилетнего возраста как раньше, а с трех лет. В ряде областей страны недовольство народа выливалось в восстания. Правительство жестоко подавило эти движения, погибли десятки тысяч повстанцев.

Ханьская империя в I веке до н. э. была громадным государством, установившим обширные внешние связи. Но внутреннее положение страны становилось все менее устойчивым: усиливалась общая социальная дифференциация; росли богатства крупных землевладельцев и рабовладельцев; обострялись противоречия между служилым чиновничеством и торгово-ростовщическими кругами; усиливались тяжелый гнет и разорение общинников, происходило массовое порабощение свободных.

[40]

Цитируется по изд.: История Китая с древнейших времен до наших дней. Отв. ред. Л.В. Симоновская, М.Ф. Юрьев. М., 1974, с. 37-40.

Рубрика